Интервью Евгения Герасимова

19.06.2023

Шедевр ленинградского авангарда Левашовский хлебозавод и новая традиционная архитектура жилого комплекса Futurist для RBI


После реконструкции на Петроградском острове открылся памятник советского промышленного конструктивизма Левашовский хлебозавод, который волей девелопера RBI превратился в культурно-деловое пространство. В чём был Ваш творческий интерес для проектирования современного жилого комплекса, обрамляющего образец русского авангарда?

Хлебозавод-автомат – безусловный архитектурный шедевр ленинградского авангарда 1930-х годов и памятник инженерной мысли Георгия Марсакова. Именно изобретение кольцевого конвейера определило радикальную архитектурную форму и такую выразительную пластику заводских фасадов. Поэтому стояла интересная и сложная задача проектирования жилых домов, которые бы стали достойной «оправой» для этого «бриллианта». Ответственный участок. По соседству также расположены доходные дома ювелира Альберта Кейбеля (архитектор Густав фон Голи), герцога Николая Лейхтенбергского (архитектор Фёдор фон Постельс) и актрисы Александры Шильган (архитектор Яков Блувштейн).

Futurist – пример новейшей архитектуры Петербурга, и искусствоведам ещё предстоит проанализировать эту работу. Но может быть Вы наметите траекторию своих поисков при создании этого архитектурного образа? Например, как шёл поиск стилистического решения фасадов?

В ступенчатом плане жилого комплекса и остеклённом соединении корпусов есть логика архитектуры эпохи конструктивизма.  Декоративные вставки из архбетона, рельефы в виде редуцированных колосьев и снопов ржи отсылают к стилистике ар-деко и к хлебному genius loci. На уровне деталей проявляются отсылки к машинной эстетике. Полуколонны первого и последнего этажей напоминают поршни, а необычные рифлёные «наличники» окон, графическая чёткость линий и профилей вызывают ассоциации с инженерным конвейером, которым хлебозаводы по типу Левашовского прославились на весь мир. В целом, это – современная интерпретация в «механистическом» преломлении традиционных элементов: треугольных эркеров, руста, наличников, филёнок, карнизов.

Расскажите, пожалуйста, про идею благоустройства и необычную «матрицу» придомовой территории.

Вокруг хлебозавода по нашему проекту создана новая общедоступная благоустроенная площадь. Хотя по градостроительному регламенту на этом месте можно было сделать проезд для транспорта, мы настояли именно на пешеходном маршруте, позволяющем с Большой Зелениной улицы быстро перейти на Левашовский проспект.

Энергия авангарда пронизывает не только структуру генплана комплекса Futurist, которая образует мощную динамику восприятия пластики фасадов, но и пространство дворов. В основу композиций мощения и посадок легло беспредметное искусство. Диагонали мощения врезаются в ортогональную сетку домов, вызывая в памяти супрематические композиции Казимира Малевича, контррельефы Владимира Татлина, проуны Эль Лисицкого и орнаментальные звуковые дорожки (графические «семплы») Арсения Аврамова.

Значительное озеленение «пятого фасада» в этой абстрактной «картине» играет ключевую роль, подчиняясь заданному архитекторами ритму. Оно вбирает в себя самые разные цветы, кустарники и несколько видов крупных деревьев: яблонь, уссурийских груш, сосен, лиственниц, клёнов гиннала. Благодарим «СпецПаркДизайн» за воплощение наших идей.

Вы также разрабатывали проект оформления парадных вестибюлей. «Перетекает» ли плавно экстерьер в интерьер или внутри ожидает совершенно другая стилистика и материалы?

Фасады облицованы натуральным юрским мрамором, а цокольный этаж — темным гранитом разных фактур. Входные зоны также решены в стилистике ар-деко: три корпуса имеют парадные входы, облицованные искусственным мрамором разных оттенков. Вариацию одного из рельефных паттернов на фасаде можно увидеть и в интерьере. Один из вестибюлей украшают произведения современного скульптора по металлу Дмитрия Жукова, который трансформирует классические образцы, осовременивая «застывшие» в своей идеальности формы. Мастер в технике ковки расслаивает дамасскую сталь и создаёт антикизированные статуи: обобщённые образы Цезаря Октавиана Августа и Ники Самофракийской.

Вы акцентировали, что «Дома для людей, а не люди для домов». Есть ли какие-то новшества в решении квартирного вопроса в Петербурге? Чем отличаются планировки нового жилого комплекса?

Для комплекса разработаны планировки с просторными гостиными, в которых есть два или три окна с осмысленным ориентированием на интересные городские виды. Из особенностей современных планировочных решений можно назвать мастер-спальни (с гардеробными и санузлами); большие холлы с местами хранения; ванные комнаты с естественным освещением, то есть с окнами, что вообще встречается редко, а также секции всего с двумя квартирами на лестничной клетке (при этом в мопах качественная отделка и светлые интерьеры). Запроектированы также полноценные ниши для кондиционеров. Не так часто возможно осуществить и удобный спуск на лифте в паркинг с каждого этажа, что тоже удалось реализовать в этом проекте.

Для вашего друга, петербургского графика Яна Антонышева каждое здание – это живое существо. Можете ли Вы с такой позиции представить здание по-человечески эмоциональным и описать «петербургский характер» нового дома?

Строгая монументальность, величественность и спокойная графичность.


Беседовала Татьяна Белякова